Уральские сказы А.М. Овчинникова

Статья искусствоведа А.И. Пестовой о творчестве Анатолия Моисеевича Овчинникова.

Уральские камнерезы издавна составляют славу Пермского края. В творчестве известного камнереза Прикамья Анатолия Моисеевича Овчинникова тема уральской природы оказалась ведущей несколько десятилетий назад.

Он работает в скульптуре малых форм, воплощая характерные облики живущих на Урале рыб, птиц и животных. Используются и самые распространенные камни: желто-прозрачный селенит, узорный алебастр и темно-зеленый талькохлорит.

У Анатолия Моисеевича формы укрупнены, обобщены, предельно отчетливы. Как в знаменитых “Уральских сказах” П. Бажова, он создает дивные образы живой природы Урала, которые иногда дополняются и человеческими фигурами, изображенными в своей природной, естественной красоте…

У камня два творца – Природа и Человек. Сила таланта художника преобразует первозданную,  неброскую горную породу в возвышенные прекрасные произведения. И окаменевшая муза начинает звучать разнообразием пластических форм, технических и художественных приёмов…

Художественный камень ХХ века многообразен и, как его предшественники минувших столетий, он может многое рассказать о человеке и о мире, в котором он живёт. Чарующая магия камня не угасла, она остаётся всесильной и на исходе второго тысячелетия. Как знать, может человечество обречено любоваться, восхищаться, гордиться, а порой надеяться и верить в него как в чудо, наконец, изучать, постигая удивительное в камне. А его красота, очевидно, та вечно актуальная категория, способная затрагивать, как и музыка, тончайшие движения человеческой души!

 

А.И. Пестова, искусствовед.